?

Log in

No account? Create an account

Культура и политика

Замечания космополита об истории будущего


Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry
Календарная концепция Герасимова-Жарикова
serj-aleks08
serj_aleks
Ввожу в свой речевой оборот календарную концепцию Герасимова-Жарикова.

Смысл календарно-хронологических представлений Герасимова. До современного летоисчисления солнечных лет годами были месяцы. Переход на современный календарь произошёл в 1784-ом году (1814, 1846?). Нумерация была сквозной и не совсем понятна разница между трёхзначными и четырёхзначными месяцами-годами, хотя иногда указываются даты типа (I)640. Универсальная или базовая единица времени - сутки.

Смысл гипотезы Жарикова. Учитывается историческая практика использования индикта. Индикт, фактически, номер солнечного года. До введения современного солнечного календаря был переходный период лунно-солнечной записи. Лунный век - 99 месяцев и равен 8-ми летнему солнечному циклу (октаэтерида или 8-этерида) . Переход на современный календарь произошёл в 1800-ом году (I-800). Предшествующий восьмилетний солнечный цикл был в лунно-солнечной записи и охватывал все время "нашей эры". Соответственно, первые 12 месяцев были в первом индикте, в 7-ом индикте с 84-ого месяца по 96-ой и далее I-7-97, I-7-98, I-7-99. После "I799" был обьявлен 1800 (I800) год, уже солнечный.

Обобщающая концепция. Переход на современный календарь произошёл в 1806-ом году (в соответствии с устоявшимися представлениями - отказ от французского республиканского календаря и "возврат" к григорианскому). Номера месяцев были не сквозными, а внутри индикта. То есть индикт был равен 8-и летнему солнечному циклу I-7-01 означает 1-ый месяц 7-ого индикта, I-5-82 - 82-ой месяц 5-ого индикта I-4-92 - 92-ой месяц 4-ого индикта, соответственно. Индиктов в летоисчислении было неполных 15. Текущие представления о том, что индикт был 15-летним налоговым периодом не выдерживает критики обычного здравого смысла. То есть переходный период лунно-солнечного календаря длился меньше 120-и солнечных лет. Этот период, в частности, включает историю и "до нашей эры" (7 или 8 индиктов?). В реальной истории переход мог длиться один-два 8-летних солнечных цикла, перед 1806-ым. Распространение принципа до 1-ого года н.э. и "до н.э."- уже практика историков, составляющих хронологические таблицы.

О некоторых любопытных следствиях в комментариях (О предположениях перехода в 1876-ом, в I-8-76-ом и в I-8-06-ом).
Дополнительно:
http://serj-aleks.livejournal.com/468057.html
http://serj-aleks.livejournal.com/468477.html
http://serj-aleks.livejournal.com/469022.html
http://serj-aleks.livejournal.com/470132.html
http://serj-aleks.livejournal.com/470367.html
http://serj-aleks.livejournal.com/470564.html


1. Учитывая, что с I-8-1-ого года до 1806 ещё могла быть лунно-солнечная или индиктовая запись, то мы в истории можем до I-8-75 или до 1875 включительно иметь как пересчитанные даты, так и "индиктовые оригиналы".
2. Интересный факт заключается в том, что если предположить, что 1806-ой мог начаться по инерции как I-8-76 и, например, превратиться в "реальный 1876", то пересчёт с реального 1875-ого и более ранних современных лет даёт первый месяц-год как нашей эры как современный 1806-ой. То есть, возможно, что наша эра началось в 1806-ом году (I-0-01 это 1806 прямо точно с 1-ого января).
3. Возникает вопрос - не произошёл ли реальный официальный переход на современное летоисчисление в реальном 1876-ом году, например с 1-ого января, после вступления в силу положений метрической конвенции 1875-ого, в период с I-8-1 по I-8-75. То есть несколько лет шёл процесс перехода (лет сорок!), в частности, необходимо было выдать новые удостоверения личности людям свободных профессий с пересчитанными датами.

Ещё о реформах 1876-ого

В нашей семье хранятся копии двух выписок из регистрационных книг 1867-ого и 1874-ого года. Неясным является вопрос - для чего эти выписки делались для взрослых людей, которые родились раньше. При этом в первой из выписок странным образом пастором евангелическо-лютеранской церкви указана дата 1800 а потом ещё двухзначный год. Что говорит о том, что пишущий ещё не совсем привык к новому стилю записи. Ну а сами выписки могли выдаваться в связи с календарным пересчётом, типа новых "удостоверяющих личность документов". Понятно, что это уже пересчитанные даты и раньше, чем наш предполагаемый реформенный 1876-ой. Но 1876-ой - это официальный переход, согласованный с 20-ью с лишним административно-территориальными образованиями. А в некоторых из них, кто был ближе к метрополии или самой метрополией реальная реформа началась раньше, но только после официального соглашения метрической конвенции историки начали пересчитывать уже исторические даты (http://serj-aleks.livejournal.com/344873.html) создав сначала общую хронологическую шкалу, которую потом уже заполняли событиями. Возможно, что современный солнечный григорианский календарь называется в честь Григория XVI, который активно его продвигал вместе с Огюстом Контом пока не умер в 1846-ом году.

Edited at 2014-12-01 10:18 (UTC)

Какие факты или точнее артефакты мы имеем:
- французский республиканский календарь (1792-1805) во время которого в Париже установлено католичество и рождество в 1800-ом
- отказ рейхсарбитражного суда от индиктовой записи и "возврат к современному исчислению лет" в 1806-ом
- утверждение "Карамзина" в ведомостях за 1806-ой год (о начале календаря), что когда-то год означал просто период времени
- первое библейское общество в Британии 1804
- книга мормонов, 1830
- первые баптисты в Гамбурге 1836
- Эра Бахаи с 1844
- позитивный календарь Огюста Конта в 1846-ом и смерть Григория XVI
- крестьянские реформы и воинские повинности ...
- гражданские конфликты, колонизация ...
- Латинский валютный союз в 1865
- шахматисты заменили песочные часы механическими, 1866
- современный календарь на Аляске, 1867
- Первый Ватиканский собор в 1869-оми и введение С. Флемингом часовых поясов
- Парижская коммуна и возврат к революционному календарю в 1871-ом
- современный календарь в Японии, 1873
- метрическая конвенция 1875-ого
- монетная реформа в кайзеровском рейхе, основание рейхсбанка, введение регистрации гражданского состояния, 1876
- Первый синодальный перевод Библии на русский язык в 1876-ом
- Christmas Story: John Ruskin's Venetian Letters of 1876-1877
- "национальное общее время" в Швеции. "Христос начал править как Царь под небесами" по представлениями исследователей Библии (свидетелей Иеговы), 1878
- Гринвич, 1884
- I Генеральная конференция по мерам и весам, МКС, 1889
- ... солнечные таблицы Ньюкомба 1895-ого года
- ... всемирное время, 1925
- установлена неравномерность вращения Земли, 1927 (поправки в 1939 и 1948-ом)
- X Генеральная конференция по мерам и весам приняла в качестве основных единиц вновь разрабатываемой системы следующие шесть единиц: метр, килограмм, секунда, ампер, градус Кельвина, кандела, 1954
- стандарты UT0, UT1 и UT2 и решения 1954-ого в 1956-ом
- эфемеридное время и система СИ, 1960
- СССР принимает стандарт СИ, 1963 (ГОСТ 9867-61)
- UTC, 1964

Все территориальные образования с поздним принятием современного календаря требуют самого пристального внимания - Аляска, Япония, Россия, Китай, Албания, Болгария, Румыния, Югославия, Турция, Египет, Греция. Зачем в российской периодической печати как минимум с 1863-его по 1918-ый использовалось два стиля даты одновременно (юлианская и григорианская). Почему не во всех и почему так долго? До 19-ого века не было практики записи даты рождения, в церковных книгах в лучшем случае указывался день крещения, то есть были не дни рождения, а именины. Крестились в разном возрасте. Рожали дома и время рождения определяли со слов родителей. Реальные переписи населения проводили после 1876-ого года и даже в конце 19-ого века. В этот же период возникли проездные документы и фамилии (после отмены крепостного права или "американского рабства"). Романовым гражданскую фамилию установило Временное правительство. Монархи не имели фамилий.

Edited at 2014-12-01 22:07 (UTC)

О мотивах и возможностях

Какая мотивация для установления более точного и унифицированного исчисления времени? Проблема синхронизации времени на транспорте и связи. При этом самая острая проблема у железных дорог. До космических аппаратов, железные дороги и связисты были основной инициирующей силой унификации исчисления времени.

Что мы не знаем о прошлом и что может помочь разобраться в этой кухне окончательно? Фактически, у нас нет хронологии развития геометрии и арифметики (введение десятичной позиционной системы счисления), а так же астрономии и геодезии, оптики и хронометров, технологий контроля температур (град - унифицированная единица измерения), стали и огнеупорных материалов. Рассматривая календарные реформы, авторы акцентируют внимание на вопросах вычисления пасхи, длине солнечного года, затмениях и т.д. и т.п., не акцентируя внимание на простой записи, на способах представления, на формальной стороне дела, что собственно и является единственным возможным аспектом такого рода исследования.



Edited at 2014-12-01 22:51 (UTC)

Цифровые фокусы

Если пересчитать с 1876-ого года соответствие современных и индиктовых "годин" или "с-роков", то 1806-ой современный это I-0-1. Если 7000 разделить на 364 или 365, то в целом значении ответа вылезает метонов цикл.

Важно заметить, что эта концепция не отменяет сдвигов Степаненко, а наоборот, в определенном смысле, объясняет их разнообразие и тем более становятся понятными сдвиги Лопатина (49 - юбилей или пятидесятница и 99 - "греческая" октаэтерида).
http://the-small-joys.blogspot.de/2012/02/xix.html
http://www.scaliger.ru/
http://serj-aleks.livejournal.com/401555.html

Edited at 2014-12-01 22:35 (UTC)

Некоторые следуемые возможные соответствия

I-4-92 - 1845
I-5-17 - 1847 (реформация)
I-5-82 - 1852
I-6-10 - 1854 (Пруссия)
I-6-40 - 1857 https://de.wikipedia.org/wiki/Westf%C3%A4lischer_Friede (I-6-48)
I-6-55 - 1858 (Швейцария, Вале) https://en.wikipedia.org/wiki/Valais_witch_trials
I-7-00 - 1861
I-7-01 - 1862
I-7-52 - 1866
I-7-84 - 1868
I-7-92 - 1869 (I-8-00)
I-8-06 - 1870 (с I-8-01 до I-8-12)

Edited at 2014-12-01 12:31 (UTC)

Роль цензуры

Действительно, стоит тщательнее рассмотреть роль цензуры в истории. Возможно, что период цензуры и регистры запрещённых книг могли иметь основанием, в частности, вопросы датировок и перерасчётов. Архивные службы постоянно переписывали и делали копии документов, в связи с пожарами, плесенью, жучками-книгоедами и прочими причинами ...

Re: Роль цензуры

//Архивные службы постоянно переписывали и делали копии документов, в связи с пожарами,//

Похоже, опять потребовалась корректировка истории

Пожар в библиотеке ИНИОН
http://ria.ru/trend/Moscow_library_conflagration_31012015/




Роль суток в Хронологии

Следует принять во внимание это утверждение Герасимова и сконструировать удобное представление дат, буквально, по суткам. Построить таблицу новолуний и ещё какой-то полезной информации, которая даст чёткие временные инварианты и косвенные зацепки. В частности из католических, православных и прочих святых и канонизированных персон, народного календаря (следов языческой поликультуры типа Ивана Купалы и Юрьевых дней).

Edited at 2014-12-01 12:37 (UTC)

в истории, как я это понимаю, первостепенное значение имеет последовательность, а не датировка.
но никто всю историю в голове не держит, поэтому датировка по факту стала отправным ресурсом для гуманитарным знания. и коготок увяз.
хороший у вас получился ликбез, спасибо.
чувствую, еще раза три-четыре прочту и вникну в математику расчетов.
римскую систему с идами и календами до сих пор в голове уложить не могу - так мощна сила календарной привычки, а тут еще индиктион.
мотивация, не исключено, что межстрановые банковские расчеты, расчеты кредитов в деньгах, а не в натуре, начисление процентов на проценты потребовали упрощение календаря, его линейное выравнивание и синхронизацию. в линейном времени долг может расти бесконечно.

Проценты могли стать мотивацией, но и они на мой взгляд возникли в то же время, что и планы по железным дорогам.
То что привычки усложняют альтернативные представления, в точку. Я уже давно в теме и то, укладывается со скрипом. Простые манипуляции с записями и многовариантные следствия. Ведь я, например, не стал акцентировать внимание на том, что, в принципе, Жариков может быть прав по поводу 1800-ого года. То есть указания на то, что на современный календарь перешли в 1806-ом, на самом деле, может означать I-8-06. Полгода - это как раз тот перенос июльского нового года на январский ...
Чтобы легче было вести расчёты, я грубо, чтобы и в нулевые уложиться считаю попеременно один солнечный год 13 месяцев, следующий 12 и так далее. Нулевых могло и не быть, кстати. Месяц же не ровное число суток. И далее детализация ...
Так что спасибо за комментарий. Ваши замечания и этот мой комментарий к ним, дополняют информацию к пониманию вопроса. :)

Некоторые соответствия, если переход на солнечный календарь произошёл в I-8-06. То есть со сдвигом в полгода, а точнее 5 месяцев (перенос нового года с лета на зиму?).

1 (без индикта) - 1661
492 - 1700
582 - 1708
I-0-1 - 1741
I-4-92 - 1780
I-5-82 - 1788
I-6-40 - 1792
I-7-01 - 1797
I-7-52 - 1801

Ещё одно важное замечание в связи с этой темой касается вопроса, когда вместо десяти месяцев стало 12. То что было только десять следует из названий - сентябрь -7, октябрь - 8, ноябрь - 9 и декабрь - 10. Утверждается, что в "римском календаре" было действительно 10 месяцев и июль с августом в честь соответствующих императоров были вставлены позже. Что демонстрирует нетривиальность нашей задачи и является дополнительным аргументом к тому, что необходимо в хронологии переходить к базовой величине - суткам.

Что делать?

1876 год, как версия, рассматривается по той причине, что ряд исследователей считают, что переход на современное лето исчисление произошёл в середине 19-ого века.
По существу из концепции вытекает три возможных даты перехода - I-8-06 (1800 по Жарикову), 1806 и 1876.
Очевидно, что должен был быть период перехода до официального законодательного закрепления некоторой существующей практики. Этот период мог быть от одного 8-и летного цикла до 5 (40 лет!). 15 8-и летних циклов - это результат манипуляций с хронологией историков и политиков, вводивших в 19-ом веке культ Христа.
Для нас, в любом случае, важно что выбор начала периода хронологических исследований с некоторой точностью сделан правильно. До "французского республиканского календаря" датировки точно пересчитаны задним числом.
Есть отдельные исследователи, которые не исключают вероятность манипуляций с календарём до 40-х годов 20-ого века. В связи с имеющимися копиями документов в моей семье, лично я отбрасываю для себя последний вариант, 20-ый век. Скорее там были проблемы только с бывшими колониями, которые добившись некоторой независимости проводили какие-то свои календарные реформы. В частности, интересен вопрос для русскоязычных территорий, связанный с днями недели. Явно, что пять дней из них в русском языке связаны с номерами, кроме субботы и воскресенья. Почему возникло название воскресенье и приблизительно когда, можно догадываться. А вот вопрос с субботой, пожалуй, самый интересный. Кстати, у субботы, заботы и работы - не один ли корень? :)

Некоторые соотношения всех вариантов

Предпоследний столбец, если нумерация месяцев сквозная но до "1800"-ого года

Жариков об исходе и Христе

Оригинальная формулировка на 19.08.2014
http://supernovum.ru/forum/viewtopic.php?f=13&t=107&sid=24a1e9c0fd0fa773a3c46e4881b8e645

"Иисус родился 23 декабря 1791 года. 23 декабря - это дата рождения дубликатов Иисуса Александра Первого и Митры, причем Митра родился "из камня на берегу реки" - то есть, надо понимать, в городе Петра, действительно на берегу реки.
Но начало отсчета календаря "От Рождества Христова" могло быть только в новолуние, поскольку календарь тогда был лунно-солнечным. Ближайшее новолуние - Рождество, 25 декабря 1791 года. Поэтому мы сейчас празднуем Рождество 25 декабря.

На четвёртый день после начала отсчета - 28 декабря 1791 года - произошел Исход. 28 декабря - официально отмечается как день "Избиения Младенцев". На правильном хронологическом месте этот день маркирован указом Екатерины Второй о черте осёдлости, предписывающим евреям покинуть (в том числе) Санкт Петербург. Лунно - солнечный календарь назывался Юлианским, а первый месяц года назывался, соответственно Июлем. Поэтому 4 июля празднуется День Назависимости США.
Есть и многие другие календарные подтверждения этой даты. Например, даты двух указов Екатерины о приглашении "Поволжких немцев". Или дата начала путешествия Гогенцоллернов из новой западной столицы в старую восточную для коронации их императорами, за 99 лет до 1800 года - на самом деле за 99 лунных месяцев до 1800 года. Это всё дубликаты Исхода."

Re: Жариков об исходе и Христе

А если по старинке, от рождества Бога-Слова (слыхали о таком?) - как все это соотносится между собой?

вот, запись о Соловецком восстании против реформ Никона -

Таблицы показанiя времени лунныхъ и солнечныхъ затменiй съ 1840 по 2001 г., на Московскомъ меридiане, по старому стилю, вычисленныя и составленныя Федором Семеновымъ. (Записки Императорскаго Русск. Географ. Общ., 1856 г., кн. XI, стр. 227-333).

http://space.kursknet.ru/astron/russian/hist_ecl/s1856.sht