Category: история

serj-aleks08

Календарная концепция Герасимова-Жарикова

Ввожу в свой речевой оборот календарную концепцию Герасимова-Жарикова.

Смысл календарно-хронологических представлений Герасимова. До современного летоисчисления солнечных лет годами были месяцы. Переход на современный календарь произошёл в 1784-ом году (1814, 1846?). Нумерация была сквозной и не совсем понятна разница между трёхзначными и четырёхзначными месяцами-годами, хотя иногда указываются даты типа (I)640. Универсальная или базовая единица времени - сутки.

Смысл гипотезы Жарикова. Учитывается историческая практика использования индикта. Индикт, фактически, номер солнечного года. До введения современного солнечного календаря был переходный период лунно-солнечной записи. Лунный век - 99 месяцев и равен 8-ми летнему солнечному циклу (октаэтерида или 8-этерида) . Переход на современный календарь произошёл в 1800-ом году (I-800). Предшествующий восьмилетний солнечный цикл был в лунно-солнечной записи и охватывал все время "нашей эры". Соответственно, первые 12 месяцев были в первом индикте, в 7-ом индикте с 84-ого месяца по 96-ой и далее I-7-97, I-7-98, I-7-99. После "I799" был обьявлен 1800 (I800) год, уже солнечный.

Обобщающая концепция. Переход на современный календарь произошёл в 1806-ом году (в соответствии с устоявшимися представлениями - отказ от французского республиканского календаря и "возврат" к григорианскому). Номера месяцев были не сквозными, а внутри индикта. То есть индикт был равен 8-и летнему солнечному циклу I-7-01 означает 1-ый месяц 7-ого индикта, I-5-82 - 82-ой месяц 5-ого индикта I-4-92 - 92-ой месяц 4-ого индикта, соответственно. Индиктов в летоисчислении было неполных 15. Текущие представления о том, что индикт был 15-летним налоговым периодом не выдерживает критики обычного здравого смысла. То есть переходный период лунно-солнечного календаря длился меньше 120-и солнечных лет. Этот период, в частности, включает историю и "до нашей эры" (7 или 8 индиктов?). В реальной истории переход мог длиться один-два 8-летних солнечных цикла, перед 1806-ым. Распространение принципа до 1-ого года н.э. и "до н.э."- уже практика историков, составляющих хронологические таблицы.

О некоторых любопытных следствиях в комментариях (О предположениях перехода в 1876-ом, в I-8-76-ом и в I-8-06-ом).
Дополнительно:
http://serj-aleks.livejournal.com/468057.html
http://serj-aleks.livejournal.com/468477.html
http://serj-aleks.livejournal.com/469022.html
http://serj-aleks.livejournal.com/470132.html
http://serj-aleks.livejournal.com/470367.html
http://serj-aleks.livejournal.com/470564.html
serj-aleks08

Десятичная классификация Дьюи и календарные новации

Десятичная классификация Дьюи — система классификации книг, разработанная в XIX веке американским библиотекарем Мелвилом Дьюи. Его инновации в системе учёта по времени совпадают с началом внедрения результатов метрической конвенции (http://serj-aleks.livejournal.com/196655.html). Умер Мелвин Дьюи в 1931-ом году. На его лекциях в 1929-ом присутствовала Элизабет Айхелис и под впечатлением принципа простоты начала движение за принятие "Всемирного календаря". Где-то в те же годы James A. Colligan, SJ предложил свою альтернативу григорианскому календарю. То есть мы видим активную дискуссию о календарной реформе в начале 20-ого века, превратившуюся в постоянно действующий институт. В связи с чем хотелось бы отметить пять предшествующих этому принципиальных дат:
1902 - Moses Bruine Cotsworth
1887 - Gustav Armelin
1849 - Огюст Конт с его прикольными названиями месяцев Моисей, Гомер, Аристотель, Архимед, Цезарь, Сент-Пол, Карл Великий, Данте, Гутенберг, Шекспир, Декарт, Фредерик и Биша
1834 - Marco Mastrofini
1745 - Pancronometer от Hugh Jones
serj-aleks08

Карл Сталин и его история России


Karl August Stählin (1865-1939) - немецкий историк - специалист по восточной Европе и России. Ученик Эрика Маркса (1861-1938). Написал многотомное произведение "История России с момента ее зарождения до наших дней".
serj-aleks08

Мордвин-эрзя Ульянов

Григорий Карпович Ульянов (1864 — 23 января 1943). В 1889 году распоряжением министра народного просвещения «по политической неблагонадёжности» был отстранен от работы, а с июля 1889 лишён права заниматься педагогическим трудом и продолжать образование. С сентября 1890 служил в контрольном управлении Тамбово-Саратовской и Баскунчакской железной дороги, организовал там кружок для чтения политической литературы. С 1901 статистик Саратовской земской управы. Публицист. Дважды был арестован в 1902. Один из основателей и секретарь Общества взаимопомощи народных учителей. В Саратове знакомится с писателем Н. Е. Карониным-Петропавловским, этнографом и лингвистом В. Г. Богоразом-Таном и особенно близко сошёлся с сосланным в Саратов М. А. Натансоном, одним из организаторов «Земли и воли». С 1902 активный деятель саратовской организации Партии социалистов-революционеров. Содействовал созданию Всероссийского крестьянского союза и саратовской организации социалистов-революционеров. Вёл революционную агитацию и пропаганду среди крестьян, в сентябре 1905 арестован, в декабре выслан в административном порядке в Восточную Сибирь как член Саратовского комитета социалистов-революционеров. Избран выборщиком в Государственную Думу по инициативе Саратовского «Союза трудящихся». 14 апреля 1906 избран заочно в Государственную думу I созыва от общего состава выборщиков Саратовского губернского избирательного собрания. В этот момент Ульянов дошёл по этапу до Тюменской тюрьмы, где и узнал о выборе его депутатом, возвращён в связи с избранием. Вошёл в Трудовую группу, заняв там крайне левую позицию. Член комиссии об исследовании незакономерных действий должностных лиц и аграрной комиссии. Подписал законопроект «33-х», требовавшего полной ликвидации частной собственности на землю и уравнительно-трудового землепользования, заявление об образовании комиссии по незаконным действиям администрации и «проект 35-ти» об образовании местных земельных комитетов. В 1906—1910 годах член ЦК Партии эсеров. В своих выступлениях и публицистических статьях отмечал беспочвенность надежд на возможность мирной законодательной работы в Государственной Думе. Выдвигал в качестве первоочередной задачи борьбу за народовластие, призывал к использованию Государственной Думы как одного из инструментов организации народных масс для активного революционного выступления. С 1906 ответственный редактор социал-революционной легальной газеты «Дело народа», за публикацию в ней ряда статей, в том числе о подавлении крестьянского движения в Гурии (Грузия), привлечен к судебной ответственности Петербургской судебной палатой. Запрос палаты о лишении его депутатской неприкосновенности был отклонен Государственной Думой. 10 июля 1906 года в г. Выборге подписал «Выборгское воззвание» к суду не привлекался, так как до 1917 года был в эмиграции. После роспуска Думы перешёл на нелегальное положение. В июле-октябре 1906 входил в сформированный левым крылом Трудовой группы в её Революционный комитет, который действовал в блоке с социал-демократами для подготовки вооружённого восстания. По одним сведениям эмигрировал в Италию в 1907 году, по другим эмиграция началась с лета 1908 года. С ноября 1908 жил в Париже и Женеве. Занимался самообразованием, давал уроки, изучал историю народного образования, участвовал в политической деятельности. Работал в эмигрантских организациях социалистов-революционеров, под псевдонимом Иван Деревенский. Во время 1-й мировой войны интернационалист. В 1915 году принял участие в создании Комитета интеллектуальной помощи русским военнопленным. В 1916 году под псевдонимом Власов представлял левое крыло партии эсеров) на Международной Кинтальской конференции. Издавал в Женеве журнал «На чужбине». В апреле 1917 возвратился в Россию, работал в земских органах Саратовской губернии. Выдвинут кандидатом по Москве в депутаты Учредительного собрания от партии эсеров, избран в Учредительное собрание в Саратовском избирательном округе по списку № 12 (эсеры и Совет Крестьянских депутатов). После октября 1917 вступил в Партию левых социалистов-революционеров. Участвовал в становлении советской власти в Кузнецком уезде. В 1918 году Делегат Всероссийского съезда Партии левых социалистов-революционеров. Из-за убийства германского посла В. Мирбаха в июле 1918 вышел из партии левых социалистов-революционеров. В июне 1918 года он становится сотрудником Народного комиссариата по просвещению. Работал во Внешкольном отделе, под руководством Н. К. Крупской. С 1918 ответственный секретарь еженедельника «Народное просвещение», официального органа Наркомпроса. Сыграл важную роль в становлении и развитии системы просвещения мордовского народа: основатель мордовских национальных школ; соавтор первого эрзя-мордовского букваря «Тундонь чи» («Весенний день»), 1923. Участвовал в организации 1-го Всероссийского съезда по просвещению мордвы (1924). В начале Великой Отечественной войны был эвакуирован из Москвы в г. Климовск Московской области.
Выдержки текста из википедии. Ссылка на статью по клику на фото.
serj-aleks08

Reichskammergericht

http://serj-aleks.livejournal.com/401555.html
http://serj-aleks.livejournal.com/392488.html
http://serj-aleks.livejournal.com/401259.html

Имея два утверждения:

1. "Имперский аппеляционный суд" в 1806-ом году отказался от индикционной записи летосчисления
2. Империя - не юридическое понятие

Мы обязаны провести расследование - как точно именовался этот институт.

С 1495-ого года Reichskammergericht. До этого Königliches Kammergericht.
Но только в 1871-ом году в Лейпциге формально впервые наименование Reichsgericht было введено!
Historisches Gericht (Deutschland)

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона интерпретирует его как "имперский" без указания автора статьи.
Тем не менее там имеет место интересная библиография:
- Herchenhahn, «Geschichte der Enstehung etc. des Kaiserlichen Reichshofrats» (Маннгейм, 1791—93)
- Danz, «Grundsätze des Reicshgerichtsprozesses» (Штутг., 1795)
- Berg, «Grundriss der reichsgerichtlichen Verfassung und Praxis» (1797)
Там же указано, что в "современной Германии" в Лейпциге в 1869-ом году был учреждён высший коммерческий суд (Bundesoberhandelsgericht) для Северо-Германского союза, который в 1871-ом был переименован в Reichsoberhandelsgericht, а после его упразднения в 1877-ом уже учреждён Reichsgericht в качестве высшего кассационного суда. И указывается, что в Австрии "Reichsgericht" был свой, что естественно, так как это уже написано в контексте 1880-ого года.

Практически, это не даёт нам нового, уже сформулированного, понимания, кроме знания того, что в Германии существует общество Reichskammergericht и музей, посвященный ему.
http://www.reichskammergericht.de/index.htm
Если оказаться в Wetzlar, то можно будет поинтересоваться экспонатами для более углубленной истории Reichskammergericht, главным образом, в части датировок его оригинальных документов, если они там есть ...

Ещё литература на эту тему:
Гнейст Р. Правовое государство и административные суды Германии. СПб., 1896 (видимо источник для ЭСБЭ)
Всесоюзный институт юридических наук. Всеобщая история государства и права, юридическое издат. Министерства юстиции СССР, 1947
Torsten Joecker. Reichsstädte als Sitz des Reichskammergerichts, 2004

Кстати, интернет-ресурс по истории в сети
http://www.historicum.net/
serj-aleks08

О соли и Петербурге

Оригинал взят у chispa1707 в О соли и Петербурге
Мне тут как-то сказали, что товары в Питер шли в один конец, на вывоз и только на вывоз. Типа из Питера Россия не получала ничего, а плоты, накоторых подгоняли товары, тут же в Питере разбирали на дрова.
Отсюда появился вопрос, а кто и главное, чем оплачивал эти товары?
Лично я подумал о соли.

Где Россия брала соль?
Ключевое место - Пермь, но там чересчур много вопросов. Вроде как Строгановы добывали соль с 1519 года, но титанические разрывы в этапах по христианизации края не позволяют в эту дату уверовать.

Collapse )

serj-aleks08

Королевство Гаусса в Восточно-африканской империи


"Торговцы, поддерживаемыми Леоном Гамбетта, закрепились в нижнем течении реки, что затрудняло получение компанией прав на территорию, но французские права были выкуплены в 1884 году, что позволило Голди на Берлинской конференции 1884—1885 годов по Западной Африке, присутствуя в качестве эксперта по Нигеру, заявить, что в Нижнем Нигере британцы присутствуют в одиночестве. Так побережье в регионе дельты Нигера оказалась под протекторатом Великобритании. Голди заключил более 400 политических договоров с лидерами племён Нижнего Нигера и с племенами хауса. Сомнения Британского правительства были преодолены, устав был принят (июль 1886 года) и Объединённая Африканская Компания стала Королевской Нигерской компанией с лордом Абердером в качестве губернатора и Голди в качестве вице-губернатора. 1 января 1900 года Королевская Нигерская компания передала свои территории правительству Великобритании за 865 000 фунтов стерлингов. В 1920 году британская компания Lever Brothers купила компанию, которая была зарегистрирована под именем Нигерской компании. В результате негативных тенденций цен на товарном рынке, Королевская Нигерская компания объединилась в 1929 году с Африканской и восточной торговой корпорацией с созданием Объединённой африканской компании."
Параллельно ...
"Имперская Британская Восточно-Африканская Компания была основана в Лондоне 18 апреля 1888 года, а 6 сентября 1888 года получила хартию от королевы Виктории. Главой компании стал Вильям Маккиннон. В 1894 году Королевская Нигерская компания направила Лугарда в Боргу, где он заключил договор с туземным королём, чем упрочил английское влияние в этой стране. В 1896—1897 годах по поручению Британской Компании Западного Чартерленда Лугард совершил путешествие к озеру Нгами. От Нгами Лугард был отозван британским правительством, и послан в Западную Африку, где ему было поручено создать из местных туземцев силы для защиты британских колониальных владений в Нигерии от французов. В августе 1897 года Лугард создал Королевские Западно-Африканские Пограничные Силы, и командовал ими до конца декабря 1899 года, когда спор с Францией был урегулирован. В 1900 году Лугард был назначен высшим комиссаром протектората Северная Нигерия, в 1901 году был произведён в рыцари. Возглавляемые Лугардом военные кампании против эмирата Кано и государства Сокото позволили расширить контролируемую Великобританией территорию."

Королевство Гаусса и «The rise of our East-African Empire».
serj-aleks08

Из истории Башкортостана и башкирского языка

С 1788 года Уфа становится местом пребывания Духовного управления мусульман ... В первой половине XIX века особенно выделялось медресе в Стерлибашево (Стерлитамакский уезд!), которое завоевало большую популярность в Оренбургском крае. В 1913 году (!) газета “Ваќыт” (9 июня), сообщая о пребывании академика В.В.Бартольда в с. Стерлибашево проездом из Оренбурга в Уфу. Определенной прогрессивностью выделялось и Балыклыкульское медресе (Стерлитамакский уезд!), где в течение 60 лет обучал шакирдов Хуснутдин Жданов (! нефть?). В 1849 году при гарнизонных школах был создан башкирский корпус, где готовились кадры для военной службы и ведения делопроизводства в башкирских кантонах. Велико было значение для края открытия Казанского университета и Неплюевского военного училища в Оренбурге. В 1826—1830 гг. в Оренбургский край были сосланы ... и проявившие солидарность с ними (!) передовые люди России, которые распространяли в крае идеи прогрессивной культуры и тем самым способствовали росту просветительского движения среди башкир и пробуждения национального самосознания. В мусульманских медресе языком обучения богословию был арабский, а по другим дисциплинам — языки тюрки и фарси. В 1842 году в типографии Казанского университета издаются “Татарская грамматика” и литературный сборник “Татарская хрестоматия” (без словаря). В 1859 (1869) году в Казани появляется учебное пособие, составленное учителем арабского и персидского языков в Оренбургском Неплюевском кадетском корпусе и преподавателем тюркского языка в школе казахских детей, учрежденной при Оренбургской пограничной комиссии выдвинувшимся из среды башкир коллежским асессором Мирсалихом Биксуриным. В нем даются основные правила для чтения текстов на арабском, персидском и татарском языках. В последней четверти XIX века в крае возникли два противоположных друг другу общественных течения: джадидизм (от арабского “новый”) и кадимизм (от арабского “старый”). В условиях Урало-Поволжья джадидизм способствовал сплочению демократически настроенных сил против кадимизма, сторонников старого. Вплоть до революции 1905—1907 годов в условиях Башкортостана и Татарстана джадидизм оставался движением прогрессивным ... Популярностью среди башкир, татар и других народностей России пользовались джадидистские медресе повышенного класса: «Гусмания» и «Галия» в Уфе, «Хусаиния» в Оренбурге, «Расулия» в Троицке... В конце XIX—начале XX века башкирский народно-разговорный язык (особенно говоры восточного и южного диалектов) начинает активно использоваться в переводной религиозной литературе , учебниках и учебных пособиях. Первый «Башкирско-русский словарь» В.В. Катаринского (Оренбург, 1899) сыграл большую роль в создании национальных основ башкирской лексики. Башкирское письмо за время своего существования пользовалось тремя видами графики: с XIII века по 20-е гг. XX века — арабской, с 1930 по 1940 г. — латинской и с 1941 г. — кириллицей. В конце XIX — начале XX века изучением башкирских диалектов занимался Н.Ф. Катанов (1862—1922) — профессор Казанского университета. Он дважды предпринимал диалектологические поездки в Белебеевский и Мензелинский уезды Уфимской губернии. Сравнение алфавита Н.Ф. Катанова с текстом перевода на башкирский язык «Евангелия» («Инжил»), выпущенного на видоизмененном русском алфавите в 1902 году в Казани, показало, что они идентичны. Значительный вклад в исследование башкирского языка внес выходец из среды самих башкир, ученый-филолог и врач по профессии Мстислав Александрович (Мухаметхан Сахипкиреевич) Кулаев (1873-1958), в 1899—1900 гг. он участвует в экспедиции Общества археологии, истории, этнографии Казанского университета. Кулаев побывал в Катайской, Тамьян-Тангаурской волостях Верхнеуральского уезда, Карагай-Кыпчакской, 2-й Бурзянской волостях Орского уезда, Архангельской волости Стерлитамакского уезда (!), собрал башкирские песни, сказки, пословицы, легенды и перевел их на русский язык.
http://www.vatandash.ru/index.php?article=100
serj-aleks08

Когда создали немецкий язык. Хохдойч

Оригинал взят у statin в Когда создали немецкий язык. Хохдойч
Современный письменный стандарт немецкого языка (хохдойч) был создан на II орфографической конференции, проходившей в Берлине с 17 по 19 июля 1901 года. Стремление к созданию единого орфографического стандарта немецкого языка особенно четко проявились после создания Германской империи в 1871 году. В 1876 году, по инициативе прусского министра культуры Альдаберка Фалька была созвана I орфографическая конференция, на которой велись "переговоры в направлении большого согласия в правописании". Однако о единой орфографии рейха тогда договориться не удалось. Collapse )